Конференция как способ распространения и развития ТРИЗ.

    Эффективность конференций определяется качеством их организации. В том числе – требованиями к содержательности сообщений участников. Чем яснее требования, тем выше содержательность. Состав требований предопределяется ожиданиями участников от сообщений коллег. Вообще говоря, это применение маркетинга к конференциям.

К ежегодной научно-практической конференции

«Три поколения ТРИЗ»

Памяти Генриха Сауловича Альтшуллера

Санкт-Петербург, 17-18 октября 2015 г.

 

Конференции как способ сотрудничества и сближения взглядов в любых областях жизнедеятельности имеют давнюю историю. Не исключением были и конференции по ТРИЗ. Люди со всей страны съезжались чтобы узнать что-то новое и поделиться своими идеями. Всем было крайне интересно. Конференции были Событием. А сегодня нельзя не заметить падение их продуктивности по сравнению, скажем, с конференциями 15-летней и более давности.

Почему? Если подумать, то невольно задашься вопросом: какой смысл ехать за тридевять земель, если там узнаешь только о решениях мало кому интересных частных задач? Какую пользу (познавательную или прикладную) можно из них извлечь? Да ещё в условиях коммерческой тайны, скрывающей самые интересные подробности?

Можно предположить, что существенная польза Дела таки может быть извлечена в случае, если:

 

1.     Решена задача высокого уровня.

Но здесь существует некая несуразица: в классической ТРИЗ Альтшуллера Г.С. (далее просто ТРИЗ), разработанной в противовес МПиО, для оценки сложности (уровня) задачи изначально используется именно способ оценки от МПиО (количество проб). Очевидно ведь, что требуется другой способ, соответствующий понятийной среде ТРИЗ. Во-первых, число возможных проб не может быть рассчитано или измерено, будучи бесконечным. Во-вторых, количество проб зависит, преимущественно, от компетентности человека: его личного опыта и знаний. И даже просто случайности (везения): идея правильного решения в случае применения МПиО может быть найдена через час, а могла остаться не найденной и через три года.

Не состоятельна идея применить противоречие в качестве признака изобретения. Во-первых, противоречие либо есть, либо нет: никакой градации «остроты» противоречия не существует. Соответственно, и уровня сложности задачи и качества её решения. Во-вторых, противоречие, будучи сугубо психологическим явлением, отражает только несоответствие компетентности данного человека в области возникновения задачи. Как и при применении МПиО. Но об этом было сказано выше.

Таким образом, хотя оценка уровня сложности задачи и её решения очень желательна, сегодня она представляет собой только превосходную тему для разработки. Вполне изобретательская задача. Ну, и удобный повод для самокритики, чтобы человек не зазнавался («Ах, какую сложную задачу я решил»). Но рекламный эффект очевиден: это специалисты могут рассуждать о реальной сложности, а широким необразованным массам достаточно хорошей «упаковки». А пока можно обойтись экспертной оценкой.

 

2.     Выявлено новое направление развития техники и технологии, сопоставимое к примеру, с ДВС.

Более подробно этот вопрос рассмотрен в моих статьях «Проблема Хюбнера» (2006 г.) http://triz.org.ua/works/ws87.html и «Проблема Хюбнера – 2» (2010 г.) http://triz.org.ua/works/ws62.html, а также в одноименных подборках фактов А. Кынина (2006 г.). Даже если показать место, куда на S-образной кривой своего развития будет передвинут соответствующий вид технических устройств – уже очень сильно. Хорошо, если получение этих решений будут лежать в рамках программы по достижению Достойной Цели.

Тема – более чем просто хороша. Можно попасть в будущие Энциклопедии, можно развивать новое направление. Рекламный и прикладной эффект и здесь очевиден.

 

3.     Учебный эффект

Даже если решена относительно простая задача, из решенных задач можно извлечь и другую пользу. Ведь она может оказаться очень наглядным, общедоступным и броским примером применения уже хорошо известного способа. Или на её основе разработана (может быть разработана) новая учебная задача, которую можно использовать при обучении широкого круга людей при наличии, конечно, образцового разбора хода решения.

Польза при обучении очевидна. Тем более, что Альтшуллер Г.С. давно требовал, чтобы каждый преподаватель постоянно «освежал» набор учебных задач и образцовых разборов решений. А то пресловутый «молниеотвод» уже надоел.

 

4.     База данных

Но если в докладе ничего не сказано даже о такой пользе, то он превращается в скучный отчёт о решении такой-то задачи. И не более того. К сожалению, на примере конференций МА ТРИЗ (скажем, состоявшихся в 2013 г. в Киеве http://triz.org.ua/works/ws73.html и в Москве http://triz.org.ua/works/ws74.html) выявилось, что подавляющее большинство докладов – это именно такие отчёты. Они могут разве что показать уровень владения ТРИЗ их авторами (а то и просто опытности). Но чтобы было кому показать, надо бы создать пополняемый сайт-сборник с такими отчётами по общему образцу за много лет, а не собирать всемирную конференцию. Эдакий вариант сборников НИИНТИ.

 

5.     Распространение ТРИЗ.

Распространение (продвижение) ТРИЗ нельзя путать с её развитием: это разные интересные задачи и разные трудности. Поэтому интересны новые способы продвижения или даже применение, приспособление и формализация известных старых: маркетинг, реклама, продажа, конкурентные преимущества… Очень много зависит от умения продать надежду на чудесные возможности новой «волшебной палочки». Надежду, которая может оправдаться только с какой-то вероятностью. ТРИЗ ведь не потрогаешь, на вкус не попробуешь. И поэтому требует помимо использования уже известных способов, разработки новых, соответствующих столь особенному товару отнюдь не массового пользования. И так, чтобы избежать дискредитации ТРИЗ. Коммерческая тайна??? Глупости. Обычно под этим термином скрывают, скажем так, весьма неблаговидные и даже предосудительные деяния.

 

6.     Трудности развития.

Как показывает изучение докладов о решённых задачах, в них отсутствует сколько-нибудь подробный разбор хода решения. Кто бы что бы ни думал, а теория и только теория представляет собой надёжную основу для улучшения и создания прикладных технологий. Доклады на конференциях могут быть полезны для развития ТРИЗ только в тех случаях, в которых решение задач приносит дополнительную пользу. О ней хорошо сказано в АРИЗ-85В, где 8-я часть требует «максимального использование ресурсов найденной идеи», а 9-я – использовать сам ход решения задачи для «повышения творческого потенциала человека». Правда, требования эти были введены во время бурного развития АРИЗ, когда пользу мог оценить сам разработчик алгоритма – Альтшуллер Г.С. Но время и условия изменились. Сегодня извлечь такую пользу гораздо труднее. И не всем это по плечу.

На самоуверенный поверхностный взгляд представляется, что развивать ТРИЗ весьма просто: достаточно выявить нежелательные явления, сопровождающие её применение, поставить задачи и решить их. Но если не суетиться, поддавшись тщеславию, то можно заметить определённую трудность: как отличить действительный недостаток ТРИЗ от прискорбного понимания своей личной неспособности понять и применить её? Ведь если подумать, то в 8 и 9-й частях алгоритма речь идёт о выявлении и устранении недостатков в способностях человека как постановщика и решателя задач.

Сомнительно, что найдётся много готовых признаться даже себе в своей неспособности. Особенно в наше время, когда скромная самокритичность уступила место наглой амбициозности.

 

7.     Формальности

Для общего повышения качества докладов будет разумным придерживаться некоторых требований, подобных требованиям к публикациям в журналах. С некоторыми изменениями они выглядят так:

1. Формальные требования:

- соответствие теме конференции (с обоснованием)

- соответствие предмету ТРИЗ (способы решения изобретательских задача на основе диалектического материализма);

- постановка задачи (включая историю вопроса и необходимость решения);

- краткое изложение хода решения задачи (полный разбор приветствуется);

- изложение результатов; в том числе о новизне и работоспособности;

- основные выводы; в том числе о применимости в разных областях;

- аннотация;

- тезисы;

- оформление.

 

2. Методологические требования. В частности, соответствие:

 - диалектическому материализму (научному методу);

 - эволюционному подходу;

 - комплексности.

 

Очевидно, что эти требования подходят для всех видов работ. Побочная польза – появление формальных оснований для принятия или отклонения докладов и статей. Всё же конференции устраиваются для участников, а не для устроителей.

 

8.     Рейтинг

Аналогично вышеизложенному можно разработать способ оценки качества докладов и статей. Коллега Шарипов Р.Х, потрудился сделать список признаков качества:

1. Материалистичность   - соответствие требованиям диалектического материализма.
Назначение: Отсеивание пустых понятий и не существующих атрибутов и связей между явлениями.

2. Историчность - рассмотрения вопроса в развитии, а не в статике.
Назначение: Устранение ложных причинно-следственных связей

3. Всесторонность - рассмотрение вопроса во всех взаимосвязях и зависимостях.
Назначение: Устранение фигур умолчания, политических (экономических и др.) предпочтений и предвзятостей автора.

4. Целесообразность -  соответствие задачам развития ТРИЗ, а не других методов.

Назначение: Устранение отклонений от линии развития ТРИЗ.

5. Условия применения - определение круга задач (если это инструмент), определение вида систем (если это связь явлений).

Назначение: Устранение ошибок использования.

6. Новизна - отличие от уже существующего в мире.

Назначение: Устранение топтания на месте, повторов и пересечений.

7. Работоспособность - возможность и способность производить изменения.
Назначение: Отсеивание неработоспособных инструментов.

8. Результативность -  возможность и способность достигать заявленного результата.

Назначение: Отбор лучших инструментов для использования на практике.

 

Разумеется, что все вышеприведённые предложения – только основа для обсуждения. Тем не менее, можно предположить, что принятие этих требований хоть немного, но повысит качество докладов, приближая их уровень к принятым в науке образцам. А после соответствующей доработки в отношении влияния на развитие ТРИЗ – и статей помимо конференций. Пойдут ли они на пользу Делу? Трудно сказать заранее, но что их отсутствие пойдёт во вред – несомненно. Да, прибавится работы организаторам, но «не пропадёт их тяжкий труд».

 

Королёв В.А.

Киев

26.09.2015 г.

vladimir@korolev.kiev.ua; http://www.triz.org.ua

Тезисы:

Даны предложения по требованиям к качеству докладов, что необходимо для повышения эффективности конференции и пользы Дела.

Предложения касаются как содержания (преимущественно), так и формы докладов.