ТРИЗ и философия бизнеса
- Статья опубликована в журнале «Менеджмент качества» (М., №3 за 2009 г.)
Марк Аврелий
От редакции:
В работе обсуждаются анализ эффективности различных комбинаций методов менеджмента, проведенный американскими специалистами, в сравнении с подходом ТРИЗ, развитым более полувека назад в СССР Г.С. Альтшуллером и его многочисленными последователями. Недавно в России был переиздан один из фундаментальных трудов Г.С. Альтшуллера «Найти идею. Введение в ТРИЗ» (М.: Альпина, 2007). ТРИЗ, несомненно, важный инструмент, связывающий качество и инновации, незаслуженно забытый у нас, но успешно развивающийся за рубежом. Мы планируем последовательно знакомить читателей с вопросами, касающимися этой теории.
Недавно в американском сборнике The McKinsey Quarterly (№3 за 2006 г.) была опубликована статья «Один метод хорошо, а два лучше» (авторы К. Лесли, М. Лок и Б. Шанингер)[1]. В аннотации сказано: «Недавнее исследование McKinsey показывает: у организации будет больше шансов добиться высоких экономических результатов и стабилизировать свое общее положение, если она станет одновременно пользоваться несколькими взаимодополняющими управленческими методами». Приведу наиболее интересные, на мой взгляд, выдержки из этой статьи:
«Материалы для этой статьи взяты из McKinsey Performance Leadership Survey, подробного опроса, посвященного эффективности организационных систем различных компаний. Информацию для базы данных этого исследования — она создавалась с 2002 г. — предоставили почти 400 самостоятельных бизнес-единиц 231 глобальной компании из самых крупных регионов и секторов промышленности. В исследовании участвовали более 115 тыс. менеджеров и рядовых сотрудников. Мы изучали два самостоятельных, но взаимосвязанных аспекта эффективности: результаты и методы управления. Формулируя вопросы о результатах, мы хотели проанализировать деятельность компании в девяти направлениях: общий курс развития, руководство, среда и ценности, сферы ответственности, координация и контроль, ресурсы и навыки, мотивация, открытость внешнему миру, инновации. Вопросы о методах управления нужны были для того, чтобы понять, какими способами компания пытается добиться намеченных результатов».
«В нашем исследовании мы изучали прежде всего взаимосвязь результатов и методов управления. Особенно заинтересовали нас два вопроса. Первый: какова вероятность того, что применение конкретного метода приведет к определенному результату, т.е. благодаря ему компания окажется в числе 25% лучших предприятий из нашей базы данных. Второй: совокупность каких методов с наибольшей вероятностью приводит к определенным результатам. Мы подозревали, что, используя некоторые методы по отдельности, невозможно достичь желаемой цели, однако эти же методы становятся очень эффективными, если применить их в паре с другими (например четкое разграничение сфер ответственности и сдельная оплата труда). Наш анализ подтвердил эти догадки».
«В ходе нашего исследования мы разослали более 100 тыс. анкет. Мы хотели понять, какие именно методы используют компании, чтобы работать лучше. Нас интересовали все направления: от повышения эффективности управления и умения определять четкий курс развития до политики стимулирования сотрудников и поддержки рационализаторских инициатив. Проанализировав влияние конкретных методов на экономические результаты организаций, мы можем сказать, что далеко не все популярные «средства» оправдали свою славу».
«Собранные данные заставляют нас сделать неожиданный для многих вывод. Скажем, грамотная организационная структура не объясняется особенностями той или иной отрасли или спецификой знаний и навыков сотрудников, занятых в этой области, — никакой зависимости между одним и другим мы не нашли. Основополагающие принципы одинаково подходят и обрабатывающим отраслям, в которых преимущественное значение имеет оборудование и ручной труд, и сфере финансовых услуг, в которых доминирующую роль играют капитал и корпоративные системы, и фармацевтическим компаниям, для которых решающее значение приобретают знания и инновации».
Остальной текст — это несущественные подробности и восхищение авторов самими собой. Важно отметить главное: после длительного применения метода проб и ошибок американцы поняли, наконец, что нужно выявить типовые приемы решения управленческих задач. Затем, очевидно, последует сведение их в таблицу с указанием наиболее эффективных комбинаций при тех или иных условиях. Возможно даже, что они додумаются до идеи противоречия. Так или иначе, но американцы сделали первый шаг на пути создания определенной теории — эквивалента ТРИЗ для управленческих задач. Конечно, из этого вовсе не следует, что им удастся пройти этот путь до конца и создать целостную теоретическую базу (не удалось же это сделать для решения технических задач), а если и получится, то неизвестно, сколько времени это займет. Может, полвека, может, меньше, а может, и вовсе не сумеют никуда продвинуться из-за недоверия к диалектическому материализму. Однако американцы — прагматики и при необходимости не постесняются его освоить, если сумеют осознать эту необходимость. Возможно, им в этом могут помочь бывшие советские специалисты по ТРИЗ, некогда перебравшиеся на Запад. Впрочем, наверное, если бы могли, то уже указали бы на бесперспективность кропотливой работы по выявлению приемов, тем более что уже есть теория системно-процессного моделирования (ТСПМ).
Теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) начали создавать в СССР Г.С. Альтшуллер и Р.Б. Шапиро более полувека назад как альтернативу феномену озарения и методу проб и ошибок. Разработка началась именно с развития идеи о существовании типовых приемов решения изобретательских задач для любых областей техники. В ходе исследования больших массивов патентной информации было выявлено всего несколько десятков приемов. Одновременно было установлено, что наиболее сильные изобретательские решения всегда связаны с преодолением противоречий между исходными требованиями (необходимыми условиями решения) к техническому объекту (технологии), который нуждался в усовершенствовании. Это позволило выявить типовые противоречия и свести приемы в удобную таблицу, которая позволяла быстро выбирать наиболее эффективные приемы для решения данной изобретательской задачи. Позднее было выявлено, что этот метод оказался тупиковым направлением, т.к. приемы не сочетались с более сильной идеей о закономерностях развития технических объектов, появившейся почти век назад и поныне активно используемой в S-образных кривых. На Западе идея эволюции начала проникать в представления о методах управления предприятием только в конце XX в., например, в работах израильского специалиста И. Адизеса.
Благодаря этой перспективной идее удалось не только построить высокоэффективные алгоритмы решения изобретательских задач разных классов (самый известный из них — АРИЗ-85В), но и создать работоспособную гипотезу о механизме мышления. Алгоритмы ТРИЗ показывают, как в действительности работает мозг независимо от того, понимает это человек или нет, перебирая варианты решения задачи или дожидаясь озарения: мозг выстраивает прогноз эволюции, подчиняющейся определенным закономерностям. Благодаря ТРИЗ тогда же удалось радикально преобразовать функционально-стоимостной анализ (ФСА) в функционально-идеальное моделирование (ФИМ). ТРИЗ позволила перейти к управляемому озарению при решении творческих задач, поэтому ее с полным основанием назвали прикладной диалектикой, или философией техники, резко отличавшейся от традиционной философии, всячески дистанцировавшейся от реальности и потому бесплодной.
Правда, сейчас в России и в СНГ ситуация с освоением и применением ТРИЗ весьма плачевна, в отличие от Запада, где процветают консультационные фирмы, обучающие ТРИЗ, и где ведущие компании (Boeing, Dupont, Motorola, Samsung и пр.) создали специальные подразделения, сотрудники которых профессионально применяют ТРИЗ для решения разнообразных технических проблем. В Южной Корее вообще начали в порядке эксперимента всеобщее обучение школьников основам ТРИЗ как мощного средства повышения творческого потенциала. Вместе с тем следует отметить, что дальнейшее развитие ТРИЗ продолжается именно в СНГ, тогда как на Западе вынужденно ограничились только совершенствованием практики ее применения.
К концу XX в. развитие ТРИЗ резко повысило требования к качеству выбора и формулирования задач. Это привело к необходимости включить в состав анализируемой изобретательской ситуации человека и социальную среду, в которой, собственно, и рождаются задачи: социальная среда, в отличие от техники, способна к саморазвитию. Движение по этому пути привело к разработке теории жизнедеятельности социотехнических организаций на основе ТСПМ. С ее созданием появилась возможность и в решении управленческих задач уйти от метода проб и ошибок к управляемому озарению. Таким образом, мы уже сейчас обладаем знаниями, до которых западным теоретикам еще брести и брести десятки лет. Ведь не секрет, что если бы инженеры допускали в своей работе столько же ошибок, сколько допускают управляющие, то им, инженерам, и метлу бы не доверили.
Как утверждают авторы доклада ЮНЕСКО «На пути к обществам знания», «новейшие эффективные способы использования «человеческого капитала» требуют новых моделей развития, основанных на знании, на взаимопомощи и всеобщем участии»[2]. Доклад готовили всемирно признанные и известные специалисты в области экономики, социологии, социальной философии Мануэль Кастельс, Жак Деррида, Юлия Крыстева, Ален Турен и др. И вот предлагается новое знание — ТСПМ. Что в ответ: учиться японскому опыту полувековой давности или проверять на своем опыте рекомендации, большинство которых заведомо ошибочно? С такими советчиками Россия не увидит ни технологического прорыва, ни инновационной экономики, ни будущего как такового.
И в завершение приведу цитату из письма Наполеона президенту французского Института (французской Академии наук) от 26 декабря 1797: «Истинные завоевания, единственные, которые не оставляют сожалений, суть те, которые делаются за счет неведения. Наиболее почетное занятие, как и наиболее полезное для наций, — это способствовать распространению человеческих идей. Истинная мощь Французской Республики должна с этих пор состоять в том, чтобы не было ни одной новой идеи, которая бы ей не принадлежала».
Королёв В.А.
Статья опубликована в журнале «Менеджмент качества» (М., №3 за 2009 г.)