Отчет о семинаре по ТРИЗ в Чернигове 5 – 14.02.86 г.


Отчет о семинаре по ТРИЗ в Чернигове 5 - 14.02.86г.

(для Альтшуллера Г.С.)

Предисловие 25.07.2001 г.:

Разумеется, сегодня советы насчёт опыта работы с парткомами уже устарели, хотя те же люди делают то же самое в тех же зданиях, но с другими вывесками. Но и сегодня ценным представляется опыт работы преподавателей вдвоём - в би-системе. Соответствующие места Отчёта выделены синим цветом. В конце 80-х годов была проделана большая работа по обобщению опыта преподавания ТРИЗ. По свежим впечатлениям от июльской 2001 года конференции МА ТРИЗ можно сделать вывод, что тот опыт либо забыт, либо вовсе неведом новому поколению специалистов.

 

1. Сделано.

  1. Проведены занятия по ТРИЗ в объеме 40-45 часов для руководителей кружков технического творчества Чернигова и области. Всего было 16 слушателей, в т.ч. 2 инженера с предприятий.

  2. Прочитана ознакомительная лекция по ТРИЗ и ФСА во ВНИИ синтетических волокон. Присутствовало 50-60 человек.

  3. Слушатели, а также В.Ю. Демиденко обеспечены рядом материалов по ТРИЗ. Демиденко получит все интересующие его материалы из имеющихся у нас. Готовы посылать ему копии информаций с Вашего разрешения.

  4. Ознакомились с опытом работы В.Ю. Демиденко. Он послал заявку на книгу "Найти идею" (200 экз.), ряд слушателей тоже собирались сделать заявки.

2. Выводы.

  1. ТРИЗ обладает достаточным запасом прочности не только в отношении неумелого решателя, но и неопытного преподавателя.

  2. Методические рекомендации очень помогают. Нужны дальнейшие методические разработки для преподавателей.

  3. Очень помогает вести преподавание комплект плакатов. Надо искать возможности их размножения.

  4. Вместе с учебником нужен задачник с решениями, ответами, разбивкой задач по разделам ТРИЗ.

  5. Преподавание ТРИЗ (особенно детям) нужно ставить на профессиональную основу. Учить учителей, а те пусть учат детей, как следует. Стоит сугубо обратить внимание на руководителей кружков технического творчества, как на категорию преподавателей, наиболее подготовленную к восприятию ТРИЗ и её внедрению в школьное обучение.

  6. Представляется перспективным исследовать теоретически и экспериментально возможности, которые даёт преподавание в би-системе.

  7. Надо комбинировать нормальное обучение без отрыва от текущих дел с обучением с отрывом, в ударном режиме, в режиме "погружения" в ТРИЗ.

3. Выводы для себя.

  1. Надо засадить себя за решение задач. Не набив руку на решении задач, невозможно стать полноценным преподавателем (в любой аудитории), а тем более - разработчиком теории.

  2. Надо заняться упорядочением имеющегося фонда задач, а затем наладить его регулярное пополнение посредством обмена с коллегами.

  3. Попробовать провести выездную школу по ТРИЗ для членов нашего Клуба инженеров. (Коллективный выезд на заводскую базу отдыха на выходные).

  4. Организовать двухдневный семинар для учителей и руководителей кружков технического творчества, пригласив на него В.Ю.Демиденко для передачи опыта.

  5. В случае успеха устроить 60-часовой семинар по ТРИЗ для учителей города (летом?). Искать другие возможности для постановки преподавания на профессиональную основу.

  6. Проработать идеи, которые возникли по ходу семинара:

  • объединение разделов ТРИЗ в единую систему;

  • способы развития полученного по АРИЗ решения;

  • ряд соображений по логике вепанализа;

  • преподавание в би-системе.

4. Соображения, замечания.

  1. Справка о ТРИЗ работает не очень. Воспринималась людьми, ничего о ТРИЗ не знающими, как слишком рекламная. Почему-то.

  2. Очень хорошо работает классификация ВПР Злотина и Вишнепольской.

  3. Сквозную линию хорошо иметь не только для всего курса, но и для каждого занятия. Нам в занятии по вепанализу помогла такая фраза из фильма "За мной, канальи" о Фридрихе ІІ: "Безукоризненные линии солдат были для него дороже жизни самих солдат", которую использовали в том смысле, что безукоризненная четкость вепольного анализа задачи дороже и решения самой задачи". Правда, Демиденко осудил эту фразу за кровожадность.

  4. Хорошо работает прием иллюстрации самых разных положений теории одним и тем же примером. Впечатляет, дает ощущение глубокой связи. Вообще, хорошо постоянно возвращаться к одним и тем же примерам, фактам.

  5. РТВ прошло очень бледно. С взрослыми нельзя, как с детьми. Вероятно, надо идти от серьезного к несерьезному, к игре (с детьми - наоборот).

 

Опыт работы руководителя кружков технического творчества

Черниговской областной станции юных техников

Владимира Юрьевича Демиденко

( 1956г. рождения, инженер-строитель по образованию,

лауреат областной премии Ленинского комсомола )

  1. Демиденко организовал ряд кружков в школах и ПТУ (хотя все они числятся при областной станции ЮТ). Кружки организуются по типу клубов, со своим самоуправлением, символикой, атрибутикой и т.п. (и девочки - непременно), причем разного возраста. Разработана "технология" организации кружка, начиная с обхода руководителем классов и кончая выпуском красочных объявлений, стенгазет с задачками.

  2. Основное содержание работы кружков (клубов) - изучение ТРИЗ одновременно с ее практическим применением. Руководитель устанавливает связи с различными предприятиями города, организует экскурсии ребят для выбора задач, затем задачи решаются на занятиях кружка, оформляются и подаются на предприятия как рацпредложения, по которым авторы получают авторское вознаграждение.

  3. Но этим дело не заканчивается. Далее заключается с предприятием договор на изготовление и внедрение принятого рацпредложения. Эти работы также оплачиваются.

  4. Владимир Юрьевич достаточно подробно и тщательно разработал методику проведения всех видов занятий, начиная с программы и планов занятий и кончая решением проблем материального обеспечения работ и выплаты вознаграждений ребятам (деньги им выплатить сложно, поэтому организуется торжественное вручение ценных подарков и путевок - по их заявкам ). В.Ю. подчеркивает, насколько серьезнее становится отношение ребят к делу и к деньгам, заработанным собственным трудом. У него есть также решение деликатных проблем, связанных с распределением заработка, основанного на бригадной организации и распределении по КТУ.

  5. У В.Ю. Демиденко есть комплект необходимой документации, включающей методические рекомендации, программу, планы, журнал учета, конспекты, задачники, наконец, книгу учета решенных задач. За полтора года подано 70 рацпредложений, внедрено - порядка 25. Всю эту документацию читать было интересно и поучительно. Сравнивая себя, когда бежим, иной раз с работы на занятия, не зная, что же мы будем делать в этот раз, мы пришли к выводу: преподавать ТРИЗ вообще, детям в особенности, надо профессионально, а не по совместительству.

  6. Особенную ценность, на наш взгляд, имеет опыт В.Ю. Демиденко по юридическому обеспечению своей деятельности. Он сумел раскопать все необходимые официальные документы, позволяющие обеспечить финансирование, добычу материалов, изготовление разработок детей. Оказывается, всё это можно делать на вполне законных основаниях! Причём, некоторые документы изданы еще в 50-е годы. Просто о них не знают и не используют их.

С такой же основательностью В.Ю. решает проблему обеспечения поддержки деятельности кружков со стороны различных организаций, начиная с общественных, заканчивая обкомом партии, а также публикациями в прессе, участием в смотрах, конкурсах, выставках.

Мы, например, да и не только мы, в этих вещах просто беспомощны. Надо научиться бить бюрократов их же оружием, и Демиденко, похоже, это умеет.

О своей практической работе он рассказывает ясно и толково, может научить других все это сделать. У него есть интересные идеи на будущее, например, привлечь студентов для разработки техдокументации по найденным решениям в порядке дипломного и курсового проектирования, с соединением работы кружков с уроками труда, вообще со школьной программой.

По аналогии со своими кружками он разработал проект устава изобретательского кооператива. Этот проект заслушивает, по нашему мнению, внимания.

Вывод: Опыт В.Ю.Демиденко представляет интерес для специалистов ТРИЗ. Необходимо помочь также ему прослушать курс по ТРИЗ на одном из ближайших семинаров.

 

В П Е Ч А Т Л Е Н И Я

Королев В.А.

  1. Работа вдвоем - новые приемы.

  2. а) преподаватели затевают спор между собой, втягивая в него слушателей;

    б) один преподаватель предельно официален, другой - рубаха-парень, общителен, контактен. Это подталкивает стеснительных на контакт с преподавателем, даст слушателям возможность выбора;

    в) отработать взаимодействие - один ведет тему, другой дает короткие реплики, вставки, вопросы, длинные - при перемене темы или смены ролей. Стоит подумать о способах подсказок, сигнализации, суфлировании, о технических средствах взаимодействия.

  3. Исследователи должны периодически участвовать в семинарах, но не заниматься регулярным преподаванием, это надо делать не по совместительству, а в порядке основной работы. Но с другой стороны - не лучше ли работать руководителем кружка технического творчества, чем идти в ночные сторожа, если занятия ТРИЗ не удается совместить с основной работой?

  4. Не урегулировали время работы семинара, мало времени, фактически - 5-6 полных дней, да еще с трёхдневным перерывом.

  5. Нет навыков укладываться в отведенное время.

  6. Были плохо подготовлены учебные задачи, не удалось организовать выполнение домашних заданий.

  7. Лекции во ВНИИСВе: удалось пробудить интерес, несколько человек заинтересовались всерьез. Но в целом читали плохо - слишком большой упор сделали на философию (что, да зачем, да почему). И всего-ничего на сугубо практические средства ТРИЗ. Но плакатами были увешаны все стены и сцена, их читали, никто носом не клевал, задержались на 15 минут с обедом, не хотели расходиться.

  8. В связи с ожидающимся резким ростом числа преподавателей, видимо, надо как-то объединить и упорядочить фонд учебных задач (его обновление - отдельный вопрос). У нас есть 5 разрозненных выпусков, но они не расклассифицированы по способам решения, по темам. Это нужно для начинающих преподавателей, особенно, если у них нет опыта решения, с их крайне скудным багажом задач (тем более с разборами). Мы для себя эту работу запланировали.

  9. Прочитали длинную лекцию о ВПР по работе Злотина и Вишнепольской. Имела успех - когда мы заикнулись о задаче про подачу воздуха на большую глубину маломощным компрессором, они выдали решение за 6-8 секунд, мол, кроме воды все равно нет никаких ресурсов. Мы были потрясены, поскольку помнили, как долго нас тянули к решению на семинаре в Днепропетровске -84.

  10. Учебная задача на ВПР: оценить скорость летящего самолёта, не имея ничего, кроме часов с секундной стрелкой, но зная его примерные размеры. (Можно оценить число длин фюзеляжа, проходимых самолетом в единицу времени).

  11. Плохо пошла задача о получении пористой ленты - слушатели ничего не знали о расплавах солей, что из них можно получить газ электролизом. Короче - нет химэффектов.

  12. Один из ВПР для размножения материалов - курсы обучения машинописи. Они там для тренировки печатают всякую чепуху. На эту возможность указывали слушатели.

  13. Весь семинар кормили мужиков конфетами. Воспринимали без энтузиазма (что им конфеты…), но всё равно нужный настрой создавали.

  14. Хорошо давать анкету вначале - чего хотят, в середине - как идёт, в конце - что получили, что нет.

 

Киселев

Когда выяснилось, что никого из опытных преподавателей не будет, возникла легкая паника. Никому из нас не доводилось выступать более 1,5-2 часов подряд и то раз в неделю. О чем говорить 6 часов подряд изо дня в день? Всё, что было в голове по ТРИЗ, моментально улетучилось. Но - у нас были плакаты, которые Королев рисовал целый год, и, которых стало так много, что негде было развешать их все сразу. Ещё у нас был полный комплект публикаций Альтшуллера по ТРИЗ, были задачники, учебник Крейниной, ряд других работ. Набрали целый чемодан. Конечно, большую часть так и не использовали. Зато было спокойно.

Очень придавали уверенности два методических материала: программа на 60 часов с разбивкой по занятиям и последние рекомендации. Решили тупо следовать им. И первые два дня - следовали. Потом исходная проблема перевернулась вверх ногами: как успеть всё рассказать и сделать? Оказывается, времени катастрофически не хватает! Демиденко пытался ущемить наши "импровизации", но не сумел. Мы - тоже не смогли работать по регламенту. Пытались планировать занятия, готовиться, как положено, но ничего не сумели. Иной раз шли на занятия и по дороге решали, что давать сегодня.

Были, правда, и объективные причины: раздаточные материалы появились только в последние дни, и занимались мало, 4 полных дня + 4 половинки. Но главное - полное отсутствие у нас практики и самодисциплины.

С домашними заданиями провалились сразу. Дали им украшение для Аэлиты, получили в первый (и последний ) раз 5 работ с ответами типа "Кинжал для левой руки в стиле кавказского вкуса". Я впал в тоску, как такие ответы комментировать? Потом совместными усилиями нашли зацепки, чтобы похвалить и подвигнуть слушателей на новые труды, но те не поддались. Больше мы ни одного ДЗ из них не выцарапали. Чтобы не предавались всё же праздности вне занятий, раздали им все книги, что у нас были, тексты стандартов, АРИЗ, РД по ФСА, методику по РТВ и др. Некоторые сомнения насчет возврата были, но - вернули все, хотя держали у себя до последнего дня, некоторые конспектировали.

 

О слушателях.

О ТРИЗ никто ничего не слышал практически. Но агитировать их, похоже, было не надо: даже старичков, даже заскорузлых технарей. Ответ на нашу упорную критику МПиО и философские обоснования ТРИЗ был: "Давайте конкретные приёмы и методы, давайте решать задачи!".

А мы не давали. По той простой причине, что сами решать задачи не умели. Королеву удалось за 2 вечера решить задачи по вепанализу, так эти 2 его занятия были самыми толковыми и деловыми.

Короче, необходимость такого инструмента, как ТРИЗ, эти люди, кажется, осознают абсолютно чётко. Нет ли здесь такой параллели: разработка ТРИЗ началась как реакция на потребности возникавшего массового, профессионального изобретательства, а её методическая разработка - как реакция на возникающую потребность массового обучения? Не является ли руководители кружков технического творчества сегодня, когда требования трудового воспитания не позволяют его ограничивать традиционным детским моделированием, как раз тем звеном, которое позволит связать ТРИЗ со школой, с массовым обучением? Ведь именно они особенно остро ощущают на себе все недостатки нашего "политехнического" обучения. Если они педагоги, то совершенно беспомощны перед лицом современной техники. Если инженеры - лишены методической культуры педагогов. В результате и тем, и другим остро необходима хоть какая-то опора, хоть какая-то реально работающая методика технического творчества. Дать им ТРИЗ - они немедленно пустят её в работу.

Общее впечатление: слушатели не спали, с занятий не разбегались, отношение к преподавателям (надеемся, что и к ТРИЗ) - благожелательное. В последние дни начали раздаваться возгласы с места: "Хватит угадывать ответ, давайте решать, как положено!". Это в адрес упорных "озаренцев". На зачёте практически все сразу стали расписывать свои задачи по стандартам или по АРИЗ.

Ещё о преподавателях. Кроме естественных наших недостатков - не чувствуем аудиторию, не чувствуем время, не умеем готовиться к занятиям, планировать их - главный и "неестественный" недостаток - это неумение решать задачи. Тощий личный багаж решенных задач, как учебных, так и практических. Не преодолев его, дальше ознакомительных курсов не продвинуться.

Для начинающих преподавателей важны самые разнообразные методические материалы. Особенно, когда нет возможности общаться с опытным преподавателем, а это - типичная ситуация. Даже просто описание практики, рассказы о преподавании очень помогают. Методические рекомендации были для нас спасательным кругом. Вот бы к ним ещё конкретные примеры, образцы их реализации…. Так, даже небольшая работа Крячко об организации самопроверки мне помогла, хотя нам до такого стиля и уровня преподавания ещё далеко.

Оказывается, очень много дало участие в семинарах. В сущности, мы пересказывали то, что услышали раньше сами. К тому же упоминание о личных встречах, беседах, переписке с разработчиками теории, конечно, увеличивает доверие слушателей.

Об организации семинара. По отношению к нам всё было на высшем уровне: гостиница, оплата, помещение для занятий, помощь в решении возникавших вопросов. Непривычно. Проблемы с размножением материалов для слушателей - как обычно. Удивительно, как Демиденко удалось за 3 дня размножить стандарты и АРИЗ. Хуже со слушателем. Из-за сложностей с жильем пришлось их распустить на выходные дни по домам. Их тоже размещали в гостинице. Вероятно, надо использовать возможности предприятий, общежитий. Занятия планировали по 45 минут, 8 уроков - с 10 до 18 часов с перерывом на обед. Это тяжело, надо было с 9 до 15 часов без перерыва на обед. Это лучше во всех отношениях. Впредь будем так делать.

Особо следует сказать об организаторе семинара - В.Ю. Демиденко. Он проявил себя как дельный организатор, учитывая, что это была его первая проба. К тому же - смел. Практиковал такой рискованный приём, как запись на магнитофон откровений должностного лица по поводу технического творчества. На семинаре устроил настоящий эксперимент. Когда слушателям предложили экскурсию в авиаучилище, он заявил, что свою лекцию (об опыте работы и правилах оформления рацпредложений) прочтет только один раз, тем, кто останется. Осталось трое. Лекция была толковая.

Ещё раз об организации. Подобное "погружение" в ТРИЗ, с полным отключением от повседневности имеет целый ряд преимуществ (при очевидных трудностях организации). Здесь и слушатели, и преподаватели, как в шлюзе Литвина и Герасимова, прут вперед без остановок и раскачек, неизбежных при нормальном режиме. Это форма обучения хороша для старта и тогда, когда нужен рывок вперед. В науке широко практикуют так называемые выездные школы. Надо и нам это сделать. Даже на 2-3 дня собраться, и то большая польза. Эффект сжатия времени, ведь это несколько месяцев обучения. К томе же преподаватели, окунувшись с головой в атмосферу ТРИЗ, непроизвольно включаются в обсуждение проблем её развития.

О преподавании "би-системой". Работали вдвоём, по примеру Литвина с Герасимовым, как уже не раз делали. Очень облегчает работу, особенно неопытным преподавателям, да ещё на таких продолжительных занятиях. Во-первых, гораздо легче внимание аудитории. Во-вторых, есть возможность перевести дух, собраться с мыслями. В-третьих, есть подстраховка и поддержка, когда запутаешься или не можешь найти убедительный аргумент. Главное - большое облегчение восприятия материала слушателями. Тем более, что мы работаем "на контрасте", будучи разными и по темпераменту, и по стилю, и по профессии. Правда, я пока частенько "тяну одеяло на себя", перебиваю партнера не по делу, переключая надолго разговор на себя.

Один раз я заспорил с Королевым, начал критиковать его решение учебной задачи. Возник небольшой кризис. Зато потом, анализируя его, мы обратили внимание, с каким жаром бросились в этот спор слушатели. Вывод: имеем хороший приём активизации мышления обучаемых. И не только их. А нельзя ли таким методом убеждать начальство?

Би-систему, вероятно, можно применять для введения в преподавание начинающих преподавателей, и даже привлечения самих слушателей к преподаванию.

Вообще, переход в би-систему дает целый букет новых качеств для преподавания, недоступных моно-преподавателю, и их стоит исследовать внимательнее. Ведь эта форма обучения практически нигде не используется. А тут, между прочим, происходит достройка веполя (почему-то сильно тянет приложить сюда методы вепанализа; и это не случайно).