Вы сэкономите время при работе с письмами, вовремя вспомнив, что каждое письмо содержит:
а) информацию к сведению – не требуется ответа;
б) информацию к размышлению – ответ с оценкой или предложением не обязателен, но желателен – по усмотрению;
в) прямые вопросы и просьбы – необходимость и полнота ответа зависят от степени взаимоуважения, понимания необходимости сотрудничать ради общих целей, культуры адресата, наконец.
Если у Вас появится желание ответить, то для облегчения и ускорения решения данной задачи очень полезно разметить текст письма на перечисленные разделы. Оцените свои возможности: если ответ в двухнедельный срок не получается, крайне желательно сообщить автору причину задержки и новый срок ответа (дабы он не надоедал и не имел повода думать о Вас плохо).
Любое Ваше письмо должно быть оформлено так, чтобы адресату захотелось прочесть его, а прочитавши – перечитать ещё раз, ради удовольствия, а перечитав – ответить. Внешний вид письма (не говоря уж о содержании) выявляет культуру автора, его отношение к адресату. Но если Вы хотите вызвать к себе неприязнь, то пишите на открытках, тетрадных обрывках … Вы легко добьётесь желаемого.
Вам нужен достаточно представительный отклик (отзыв, реакция) на свою идею (работу, статью, предложение)? Помните: надо отправить в каждый адрес не менее пяти (увы!) писем последовательно с интервалом в 2-3 недели для получения желаемого числа откликов.
Хотите сократить эту писанину? Для этого Вам придется:
а) знать возможно больше о потенциальном рецензенте, то есть – мысленно его представлять;
б) понимать его потребности, интересы, мотивы;
в) показать, что Вы действительно нуждаетесь в его знаниях и опыте, что только он может помочь Вам;
г) постараться помочь ему в решении его проблем.
Соблюдение этих требований не обязательно: чем меньше Вы нуждаетесь в ответах на Ваши письма, тем меньше Вы можете придерживаться их.
Любая переписка требует времени, а его каждому жалко. Перенимайте опыт А. Любищева: его письма – заготовки статей, фиксация собственных рассуждений в письменном виде.
В ваших руках письмо – мысли, труд, время другого человека. И Вы их выбросите в корзину? В ваших руках копия Вашего ответа – Ваши мысли, труд, время. И Вы их выбросите в корзину? Заводите подшивки писем по каждому адресату – Вам будет легче! Перенимайте опыт А. Любищева: ничто так не экономит будущее время, как инвентаризация времени настоящего.
Королёв В.А.
18.06.1987 г.