Знал ли Иешуа Га-Ноцри, как "Найти идею"

  • Пример применения АРИЗ к нетрадиционным задачам. В частности, к известной библейской притче о блуднице, которую фарисеи хотели побить камнями согласно обычаю. То есть: на решение, предложенное Иисусом из Назарета, может выйти любой грамотный тризовец, даже если условия задачи будут ещё более утяжелены.

Традиционный источник свежих идей в ТРИЗ - просеивание эмпирического материала - практически иссяк. Очевидно, пора заняться более глубоким анализом уже выявленных обобщений типа законов или веполей. Косвенное подтверждение тому - экзотическая задача об Иисусе, фарисеях и грешнице (1). Даже в ней нет особых отличий от обычных задач.

"Тут книжники и фарисеи привели к Нему грешницу, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши её посреди, сказали Ему:

- Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями; Ты что скажешь?

Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же они продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им:

- Кто из вас без греха, первый брось в неё камень.

Они же услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за одним."

Спрашивается, решил бы Иисус задачу Фарисеев по ТРИЗ без подсказки свыше (2) каких-то новых принципов? Но земля не сохранила следов перста и о ходе его размышлений остаётся лишь догадываться. Вполне вероятно, что за неимением времени Иисус предпочёл громоздкому АРИЗ-85В более компактную "Новую схему АРИЗ" (3).

Иисус должен был указать фарисеям, как выполнить взаимоисключающие заповеди (их главную функцию). Дело в том, что следование его рекомендациям о милосердии (4) вызывает нежелательный эффект - нарушение заповеди Моисея, им же ранее одобренной (5). Но фарисеи обязаны наказать прелюбодейку (вредная функция) в силу подчинённости заповедям Моисея (оперативное качество). То есть в силу, своей праведности.

Нейтрализовать праведность может лишь противоположное качество - греховность. Совмещение грешного с праведным означает достижение цели Иисуса. Для этого надо всего лишь разнести их по разным системным уровням (6): фарисеи толпой сохраняют по условию праведность, а порознь становятся грешными. А кто их нас безгрешен? И Иисус написал на земле:

Ответ соответствует контрольному. Воистину, о ТРИЗ в древнем Израиле знали. Однако, заметна оплошность разбежавшихся фарисеев. Они ведь вполне могли предложить Иисусу бросить камень первым. Тогда Иисус остался бы наедине со своими заповедями. В этом случае он не может разделиться физически как толпа фарисеев. Остаётся создавать надсистему. Но он сам-один. Нужна копия. А её-то как раз Иисус имеет - это душа. Он ведь не только сын человеческий, но и божий: "Сын человеческий не для того пришёл, чтобы ему служили, но чтобы получить и отдать душу для искупления многих" (7). Проще говоря, душа его принимает грех, но фарисеям уже нельзя побить камнями невинное тело. Позднее фарисеи припомнят это Иисусу, с помощью Пилата подвесив на позорном кресте его тело ради наказания обременённой грехами мира души.

Интересно, что схема неплохо иллюстрирует троицу: Заповеди - бог -отец, Иисус - бог-сын, Душа - бог-дух святой.

Поразмыслив, фарисеи могли усложнить задачу, "искушая" Иисуса так:

"- Вот решили мы, Учитель, следовать твоим заповедям и не тронули грешницу, взятую в прелюбодеянии. Но Моисей заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?"

Здесь речь пошла о повседневной юридической практике каждого из фарисеев в отдельности. Разделиться фарисей не может. Души-копии, как у Иисуса, у него нет. Остаётся объединение с такими же фарисеями-праведниками. Иначе говоря, оставить нарушение заповеди (грех) за коллегиальным органом (синедрионом).

Это решение в предельной форме было закреплено в знаменитой римской формуле: Пусть рушится мир, но торжествует закон." Позднее опыт расстрелов вынудил поручать это грязное дело группе солдат, чтобы не превращать их в палачей.

Выводы очевидны: экзотика вроде задач фарисеев или апорий Зенона хороша для шлифовки мастерства. Трудности там те же, что и в технике: локализация проблемы, абстрагирование, конкретизация. Они есть даже в затёртых задачах о защите антенны, перевозке шлака и ледоколе, где хватает неопределённостей (8). Серьёзных прорывов можно ждать лишь от сугубо теоретических работ.


Королёв В.А.
26.04.1992 г.

Литература:

1. Евангелие от Иаонна, 8:3-9.

2. Евангелие от Луки, 12:11,12.

3. "Краткая схема АРИЗ." Королёв В.А. (ЧОУНБ-1989-29-10 стр. 35).

4. Евангелие от Луки, 6:36,37.

5. Евангелие от Матфея, 5:17,18.

6. В. Королёв "Принципов разрешения физпротиворечий не одиннадцать, а

гораздо меньше" (ЧОУНБ-1991-55-2).

7. Евангелие от Матфея, 20:28.

8. Г. Альтшуллер "АРИЗ-85В" (пояснение к АРИЗ-85В, 1-й абзац).