Творчество: разгадываемый феномен (всё не так, как кажется)
- Некоторые идеи о принципах обучения подрастающего поколения. Надо учить добыванию знаний, а не пичкать детей знаниями и, особенно, представлениями, которые устарели ещё во времена ученичества самих преподавателей.
С. Лем ("Формула Лимфатера")
Как мы живём? Обычно - работаем. Неважно, где, как и кем. Но везде сталкиваемся с ситуациями, когда возникает задача: известно, что надо сделать, но неизвестно как. Чем чаще встречаются такие ситуации, тем ниже эффективность работы. Для предупреждения этого приходится учиться своей будущей работе. Затем доучиваться. Переучиваться, совершенствовать, повышать,.. А к чему cводится учёба? К запоминанию сведений, которые могут пригодиться в будущем для работы. Но три четверти новых знаний - балласт: не те или устарели. Да и оставшаяся четверть тоже быстро стареет. "Учиться, учиться и ещё раз учиться?" Ах да, есть ещё так называемая "творческая работа". Но это всего лишь нестандартно изложенные стандартные задачи, эффективно решать которые также можно только на основе стандартного подхода, то есть - соответствующего обучения.
Получается, что если больше тратить времени на учёбу, то эффективность работы повышается, но тем меньше времени остаётся на саму работу; а если всё время отдать учёбе, то мы будем превосходно подготовлены к работе, на которую времени уже не останется. И наоборот. Очевидно, что нельзя только учиться. Нель-зя и только работать. Ничуть не лучше "оптимальное" решение: в меру учиться и в меру работать. Компромисс ведь только сглаживает остроту проблемы, но не решает её. Как быть? Существует ли вообще идеальное решение, полностью удовлетворяющее взаимоисключающим требованиям - всё время работать и всё время учиться?
Обязательное условие идеального решения состоит в том, что всё время отдаётся главному - работе. И понятно, почему: учимся-то ведь ради успешной работы, а не наоборот. Но тогда эффективная работа будет возможна, если только нужные знания или имеются исходно (как рефлексы) или возникают сами во время работы по мере необходимости. Первое неприемлемо, поскольку неизвестно наперёд, какие именно знания будут нужны. Второе возможно, если в новой работе мы увидим лишь хорошо знакомые, понятные процессы, объекты и структуры вместо тумана неизвестности.
Как известно, лучший способ решения проблемы – устранение причин её возникновения и существования. Это только ёжикам в тумане достаточно запомнить: где что стоит и как одно отличить от другого. Чтобы убрать туман совсем, надо узнать глубинные структуры окружающего мира, их иерархию и правила (законы) их преобразования (протекания процессов). Учат же нас, как и ёжиков, только узнавать и различать отдельные элементы мира и, в лучшем случае, его -%*.b.`k% частные структуры. Следовательно, наиболее разумным будет учиться умению видеть во всём нечто общее, умению видеть в незнакомом знакомое. Точнее - одну и туже структуру в разном обличье. Такую способность развивает только ТРИЗ. Аналог - математика, которой всё равно, что считать: яблоки или танкеры.
Десятилетия применения ТРИЗ показали, что практически всё разнообразие задач сводимо к одной и той же структуре изобретательской задачи с одной схемой её решения. В сущности, обучение ТРИЗ сводится именно к выработке навыка видеть в любой ситуации одну и ту же задачу. Соответственно, и развитие ТРИЗ нацелено на повышение надёжности механизмов перехода от частных структур к глубинной, общей для всех задач структуре.
Вот, например, АРИЗ-85В - главное достижение ТРИЗ 80-х годов и вершина эволюции данной модели алгоритма. Способ устранения свойственных ему недостатков (громоздкость, логические разрывы, нечёткость и искусственность ряда операций, незавершённость решения) удалось найти лишь с недавним открытием алгоритма, построенного на повторении последовательности нескольких простых логических операций (рекурсии).
Новая модель алгоритма резко ускоряет анализ ситуации и синтез решения. Она куда лучше совместима с естественным процессом мышления, нежели АРИЗ-85В. Становится проще узнавание знакомого в незнакомом и сокращается время на обучение. То есть, рекурсивный АРИЗ приближает нас к идеальному решению противоречия между работой и учёбой.
Конечно, предстоит ещё много сделать по "доводке" "сырого" рекурсивного АРИЗ. Да он и не предел развития, а так, очередной этап, К тому же совсем не исключено, что на самом деле работа - не самоцель, а всего лишь условие, обеспечивающее нам всем (или некоторым) возможность познания мира. Разве труд некогда превратил обезьяну в человека ради последующего превращения его в трактор?
Королёв В.А.
25.03.1997 г.