Мартышка и очки

  • Важно не рассуждать о полезности ТРИЗ, а делом доказывать её. Для себя.

Работать надо!
М/ф «Как воробей ума набирался»

На одном из интернет-форумов (не буду рекламировать) имеет место быть весьма бурное обсуждение на интригующую тему: «Что в итоге даёт изобретателю изучение ТРИЗ?». Данное обсуждение привлекло внимание тем обстоятельством, что оно не просто лидирует по числу посещений среди других обсуждаемых тем, а лидирует с очень большим отрывом.

Альтшуллеру Г.С. как-то, в конце 80-х, надоели эти бессмысленные рассуждения и он начал собирать справки с предприятий о результативности обучения ТРИЗ персонала этих предприятий. Справки шли за подписью и печатью. Всё солидно. Конечно, пачки пожелтевших справок 15-летней свежести сегодня ни для кого не аргумент. Но факт: там, где ТРИЗ применяли (умело применяли!), там она и давала эффект в виде решений и изобретений. Ну, а где нет, там возникали споры, подогреваемые плохо скрываемым ощущением некоторой неполноценности от незнания и неумения. Как обычно.


Западные консультанты (например, Грегори Рейтер, президент консалтинговой фирмы Rayter Incorporated, Даллас, США) давно отметили такую нашу национальную черту, как пристрастие к обсуждению проблемы «вообще». У нас, оказывается, пропадет всякий интерес к проблеме, как только заходит речь о практических шагах по её реализации. В нашем случае это означает следующее: нам очень интересно трепаться о полезности ТРИЗ и совсем не интересно (лень) просто научиться извлекать из неё практическую пользу.

Что поделаешь? Новое всегда входит в обиход либо как привычное со школьной скамьи, либо как результат собственного опыта. И никакая агитация здесь не поможет. Такова особенность мозга.


ТРИЗ можно понимать в узком, классическом смысле: как инструмент для создания изобретений. Здесь особого эффекта действительно ждать не следует.

Во-первых, надо выбрать задачу, которая ещё не решалась ранее кем-либо «за забором» или «за бугром». Но выбирает-то начальство, которое меньше всего интересуется результатом в виде изобретения. И правильно делает: вольное творчество чревато очередными «изобретениями Дедала» (David E. H. Jones The Inventions of Daedalus, W.H. Freeman & Company, Oxford and San Francisco, 1982). Разве заводское начальство может такое одобрить?

Во-вторых, полученное решение, более чем удовлетворительное с точки зрения решения заводских проблем, совсем не обязательно будет содержать в себе признаки изобретения. Это дело редкого случая: решение большинства заводских проблем (нередко – очень серьёзных) связано с устранением причины их возникновения – чьего-либо недосмотра или просто глупости. А эффективность совершенствования конечного продукта слишком сильно зависит от стихийной эволюции потребностей – terra incognita для классической ТРИЗ.


По существу ТРИЗ в узком смысле – это набор «отмычек» к трудной ситуации. Одной из таких ситуаций может быть неутолимое желание стать чемпионом по части изобретений (эдакая разновидность интеллектуального спорта), если не по качеству, так количеству. Ну, что ж: бросаете завод, осваиваете хотя бы азы патентоведения, затем – инструментарий ТРИЗ, и вперёд, вдоль ЗРТС, отталкиваясь от уже существующих изобретений. Будете если не Каспаровым от изобретательства, то хотя бы «Deep Fritz». Но если захотите сравняться с Райтами или попасть в список типа «Life Special issue: The most important Americans of the 20-th Century. 1990», то знания классической ТРИЗ в узком смысле маловато будет: в ней хорошо отработано развитие кардинально новой идеи, и только-только начато – её зарождение.


ТРИЗ можно понимать в широком смысле: как инструмент рационального мышления, опирающегося на максимально адекватное восприятие мира. В этом случае изобретения будут, в лучшем случае, побочным результатом. И то лишь тогда, когда решение содержит патентуемый набор признаков. И если вам это интересно.

Но если вы будете понимать ТРИЗ именно так, в широком смысле, то чемпионат по изобретениям будет казаться вам совсем неинтересным, невыносимо скучным и тоскливо приземлённым. Разве что как область, где можно разработать высокоэффективный алгоритм, скажем, создания зонтичных патентов, параллельно вскрыв две-три интересных закономерности, переходящих в теорию чего-то там. В этом-то и будет заключаться основная приятность. Но ещё приятней будет, если при этом аргументировано и обстоятельно удастся «потоптать» какую-либо чужую теорию.

Вполне возможно, что вас вынесет на нечто такое, что вы просто побоитесь выносить на широкую публику. Например, на теорию создания предпринимательских идей. Или на технологию разработки «зонтиков» гигантских размеров. И вы будете маяться, как какой-нибудь подпольный обладатель краденого шедевра: и похвастать хочется, и лучше не надо.

А какие великолепные возможности для приложения ТРИЗ открываются в области социальных систем и, соответственно, проблем? То, что сейчас там творится, имеет отношение к науке примерно такое же, как средневековая алхимия – к современной химии. «Бизнес-консультанты» (от признанных «гуру» до любителей) так изощряются в выдумывании своих рецептов, что просто диву даёшься их изобретательности. И сами же признают (правда, чаще всего, в отношении чужих рецептов), что они действуют только либо на нескольких конкретных предприятиях (чей опыт и был превращён в рецепт), либо на несколько большем числе предприятий, но в авторском исполнении. Это поле даже не столько для приложения ТРИЗ, сколько для её развития, универсализации её инструментария.

Не менее возможно, что вас занесёт в область, где ваш голосок будет тоньше комариного писка на фоне зычного рыка «забронзовевших» авторитетов, постоянных авторов, скажем, «Nature». Тогда вашу супер-идею просто в упор не увидят. Но тем захватывающей будет борьба, но тем выше будет ваше самоуважение: противником будет не какой-нибудь начальник или патентовед, каких много. Это будет борьба за место в истории, в списках великих.

Что такое по сравнению с такими результатами жалкое удовольствие от счёта «забитых» и «промазавших» заявок? Какой они оставят след в памяти людей (кроме пыльных, пожелтевших бюллетеней)? Разве что кто готов удовольствоваться и этим.


Напоследок уместно вспомнить рекламный слоган, одно время мелькавший кругом: «Хочешь быть богатым, будь им». Важно не рассуждать о полезности ТРИЗ, а делом доказывать её. Для себя. Решайте проблемы, дерзайте на здоровье - и пусть вам завидуют.



Королёв В.А.
г. Киев
04.12.2003 г.