Всё не так, ребята! (немного здорового ревизионизма)

  • Анализ закона согласования ритмики позволяет утверждать, что на самом деле согласование элементов ТС между собой происходит только как следствие согласования элементов с главной функцией ТС. Вследствие этого совпадение (согласование) или несовпадение (рассогласование) одноимённых параметров элементов ТС являются случайностью, а операции с ними вне связи с главной функцией ТС могут привести к возникновению задач по устранению печальных последствий таких операций.

“Если создав теорию, не видишь, что в ней можно сломать и перестроить, пора уходить.”
Г. Альтов “Третье тысячелетие”

Один из краеугольных камней ТРИЗ – закон согласования ритмики частей системы. И как все ЗРТС, он не инструментален, несмотря на всю очевидную простоту и наглядность. Вот два стандартных примера:

Пример №1. “Киносъёмочный комплекс – типичная техническая система, включающая ряд элементов: киносъёмочный аппарат, осветительные приборы, звукозаписывающую аппаратуру и т.д. Аппарат ведёт съёмку с частотой 24 кадра в секунду, причём при съёмке каждого кадра затвор открыт очень небольшой промежуток времени, иногда всего одну тысячную долю секунды. А светильники работают на постоянном токе (или на переменном, но обладают большой тепловой инерцией) и освещают съёмочную площадку всё время. Таким образом, полезно используется незначительная часть энергии. В основном энергия расходуется на вредную работу: утомляет артистов, нагревает воздух”.

Пример №2. “Для обеспечения выемки угля бурят в пласте скважины, заполняют их водой и передают через неё импульсы давления. Частота импульсов определяется случайными факторами, а пласт имеет свою частоту колебаний. Опять обе системы работают в разных ритмах.”

В соответствии с законом согласования ритмики предполагается, что в первом случае частота и длительность подачи тока на светильники должна в точности совпадать с работой кинокамеры, а во втором – частота импульсов должна совпадать с частотой собственных колебаний угольного пласта для возникновения резонанса. А если резонанс вреден (пример №3 – проход колонны солдат через мост), то ритмика не должна согласовываться. Из этого позднее возникла идея динамического согласования-рассогласования.

Но действительно ли мы видим именно то, на что мы смотрим?

Пример №1: кинокамера и осветительная аппаратура явно не соседствуют в структуре “типичной технической системы”, разложенной на источник энергии, орган управления и т.д.

Пример №2: разве изделие (пласт угля) входит в состав ТС (по ортодоксальной трактовке)?

Пример №3: солдаты на то и солдаты, чтобы шагать в ногу – какое им дело до моста?

Хорошая штука - аналогия. Поднатужившись, без труда вспомним историю симметрии, с нарушением которой некогда столкнулись физики. Запаниковали, но не стали “открывать” принципы асимметрии, а затем и динамической симметрии-асимметрии. Начали думать и выяснили, что симметрия не столь проста, что она бывает разная, что … Короче говоря, в ТРИЗ тоже следует свято придерживаться “бритвы Оккама”. Не логичней ли было бы предположить, что закон не столь прост и в случае с мостом согласование тоже имеет место?

Итак, в примере №3 имеем: мост и марширующая куда-то откуда-то колонна солдат. Следовательно, налицо поток перемещающихся объектов и система, чьей функцией является как раз направленное перемещение (поддержание потока). При динамическом подходе изделие – это перемещение солдат с берега на берег. Соответственно, функция системы – перемещать солдат. Инструмент – колонна, осуществляющие это перемещение. Источник энергии колонны – действия противника. Трансмиссия – генерал, преобразовывающий энергию действий противника в энергию перемещения своего войска. Орган управления – мост, направляющий движение колонны.

Теперь можно посмотреть, что тут с чем должно быть симм… э-э, согласовано. Поскольку система существует только ради и во время выполнения своей функции (следствие постулата о движущейся материи), постольку система тем жизнеспособней, чем более все её элементы приспособлены к выполнению главной функции системы. То есть, согласованы с ней и, если угодно, с её ритмикой (впрочем, в неявной форме это нетрудно увидеть и в вышеприведённых примерах). Кстати, “согласование” – не равнозначно “совпадению”. Согласование в форме совпадения одноимённых параметров элементов ТС имеет место как случайное явление и только тогда, когда это необходимо для выполнения главной функции.

Если главная функция – разрушить пласт, то вполне естественным будет использовать резонанс с целью сокращения расхода энергии. Согласование выражается в совпадении частот.

Если главная функция – переместить солдат, то путь их должен быть в максимальной степени исправен. Согласование означает предотвращение разрушающего влияния как моста на солдат, так и солдат на мост. Одно средств – недопущение резонанса, реализуемое нарушением строя, конструкцией моста и т.д.

Если главная функция – снять кинофильм, то совпадение частот кинокамеры и осветительной аппаратуры – только маленькая побочная задача по снижению издержек (мелочь против затрат на актёров). Согласование означает лишь совпадение реальных затрат и сметы путём предотвращения всех излишних расходов.

То есть, параметры элементов ТС должны согласовываться с функцией системы, а точнее – с проходящим через систему потоком (ближе всего к этому термину подходит “изделие”). Именно согласовываться и именно всегда, без всяких рассогласований. В том числе и по частоте собственных колебаний, не говоря уж о материалах, форме и прочих параметрах. Уходя от расплывчатого термина “согласование”, получаем новую формулу закона:

Все части системы должны быть симметричны между собой (или экви-функциональны) относительно главной функции системы, то есть – должны в равной степени соответствовать её выполнению с возможно низкими потерями.

Так камни в потоке воды “согласовываются” с ним, принимая со временем всё более обтекаемую форму, становясь похожими друг на друга. Однако это не даёт права говорить о взаимном согласовании формы этих камней. То же самое можно сказать об одноимённых параметрах элементов прочих систем. Они могут случайно сходиться, расходиться или сходиться-расходиться. Но и только.

Ещё одна сторона вопроса – прикладная: есть функция системы, и есть функция пары. Соответственно проходит и процесс симметризации. Тон задаёт, конечно, функция системы: волна симметризации берёт начало от пары “инструмент ТС – изделие” и распространяется вглубь структуры ТС. Ещё один путь распространения – от органа управления, обладающего обратной связью с изделием (подсистема). А согласование в ортодоксальной форме между произвольными элементами по произвольным параметрам только случайно не приведёт их к расхождению с волной симметризации.


Королёв В.А.
15.12.1998 г.